Идея механической коробки, имеющей 2 сцепления, активно обсуждалась ещё в 80-е. Массовый же выпуск наладили в конце девяностых; пионером этого направления стал Volkswagen. Сегодня коробки типа DSG поставляют уже два десятка компаний. Перевод названия агрегата звучит, как «прямое включение». Сначала DSG успешно использовалась в Формуле I, и только затем пришла в обычное автомобилестроение. Сегодня распространены два типа этих устройств (по количеству передач).
Шестиступенчатая
Это классическая коробка, усовершенствованная несколько необычным образом. У неё два первичных вала, два вторичных. Один первичный вал полый, другой расположен внутри него. Оба они имеют своё сцепление (тоже одно помещено внутрь другого), которое соединяет их с двигателем. Внутренний вал имеет шестерни 6-й, 4-й, 2-й передач (чётные), наружный – 5-й, 3-й, 1-й (нечётные).
Как только включается в работу 1-я передача, происходит блокировка шестерни первой передачи на ведомом валу. Сцепление срабатывает, вращение передаётся на колёса через первичный вал. Тут же блокируются посредством электроники шестерни второй передачи, т.е. 2 ступени включаются одновременно. Заклинивание не происходит, потому что внешний вал не подсоединен к двигателю через «своё» сцепление. При переходе на вторую передачу диски первого сцепления размыкаются, второго – замыкаются. Как следствие, — крутящий момент идёт через шестерни второй ступени и первичный вал (внешний). При замедлении движения авто, операция идёт в противоположном направлении.
Семиступенчатая
В коробку входит почти 400 элементов. Сцепление здесь уже сухое; управляется посредством гидравлики.Масло в агрегате нужно только для смазывания подшипников, поэтому понадобится его всего 1,7л вместо 6,5. Тем не менее, устройство весит 70кг. Этот недостаток возмещается высоким КПД, ведущим к снижению расхода бензина. Конструкция этого варианта коробки обладает существенным плюсом: при переходе на высшую ступень не происходит провала мощности.
Применение и сложности
DSG (семиступенчатый вариант) активно используется на автомобилях «Шкода». Например, это модель Skoda Octavia turbo 1.4 литра 122 л.с. DSG. Помимо очевидных плюсов, инженеры Volkswagen признали некоторые недостатки, связанные с конструктивными особенностями:
-вибрация, секундные рывки (во время разгона на 2-й скорости);
-дрожь при включении передачи назад;
Это признано официальной сводкой №2026097 TPI. Также при езде по неровной дороге слышны стуки, посторонние шумы. Индикатор передачи может мигать, тогда происходят рывки при переходе на более высшую передачу.
Официальные дилеры не дают определённых ответов. Чаще можно слышать ссылки на городские условия, перегрев, неправильную эксплуатацию, и т.п. К сожалению, VW не имеет такого представительства, в которое можно было бы обратиться с проблемами DSG. Любое общение с концерном на эти темы замыкается на дилерах.